Меридиональное пересечение каракумских песковКогда Советской республике не было еще и 20 лет, в октябре 1934 г., Заунгузский отряд Туркменской комплексной экспедиции Академии наук СССР вышел из Теджена в северном направлении.
Перед отправкой в маршрут мы тщательно готовились в путь, учитывая, что меридиональное пересечение каракумских песков от Теджена до Хивы будет наиболее трудным, а может, и не­проходимым для автомобилей. Поэтому для страховки вместе с автомобилями с нами отправлялся и караван верблюдов. Мы взяли значительный запас воды, бензина, продовольствия.
В общих чертах тогда был известен рельеф местности только первой половины пути до Унгуза. Здесь вначале ожидались грядовые пески с большими такырами, потом эта форма пустын­ного рельефа должна была уступить сплошным мелкогрядовым и бугристым пескам. Крутизна и высота гряд были неизвестны, как неизвестны были закрепленность песков растительностью и, следовательно, их проходимость.
На восьмидесятых километрах от железной дороги кончилась обжитая полоса. Последние селения с десятками круглых юрт остались позади.
С раннего утра до ночи шаг за шагом шел караван с водой, продовольствием, а машины обгоняли караван и засветло про­делывали путь в 30—40 км.
Но вот пошли открытые мягкие пески, и машины дальше дви­гаться не могли. Попытались несколько десятков метров прота­щить их на себе, но каждый метр давался с невероятным трудом, с бешеным и беспомощным рычанием моторов. Вода в радиаторах кипела. На преодоление расстояния в 150 м затрачивалось 3—4 ча­са. Пришлось машины и часть груза оставить в пустыне, а дальше двигаться с караваном.

Метки: ,